russian english spanish choose your langauge

Впечатления

"Вам приходилось летать над раем? Мне – да!" Александр Орловский, путешественник и фотограф из Москвы

08.02.2012

«Если хочешь увидеть настоящую Африку, поезжай в Экваториальную Гвинею». Так мне сказал когда-то один хороший товарищ. И когда появилась возможность поехать туда в составе группы журналистов, я с удовольствием ею воспользовался. И, надо сказать, не пожалел. Хотя кое-какие сомнения сначала все-таки были.

В Москве почитал предварительно о стране. Природа, конечно, роскошная, но… Диктатура, экономический упадок (найду ли там нормальный отель?), малярия… В общем бывалые коллеги снабдили меня антималярийным набором, проинструктировали, как себя вести, и я поехал.

В парижском аэропорту Шарль де Голль пересадка. В Малабо (столицу Экваториальной Гвинеи, расположенную на острове Биоко) летел вполне себе приличный аэробус. Пассажиры - сплошь бизнесмены различных национальностей. Интересно, подумалось мне тогда, что это у них за дела в отсталой диктаторской стране с населением в 650 тысяч человек?

Увиденное шесть часов спустя (именно столько длится перелет из Парижа), очень удивило. Начиная с аэропорта Малабо с улыбающимися на все 32 зуба пограничниками. Вопреки опасениям, поселили нас в очень хорошем отеле. Уютные, чистые номера, недорогой ресторан с прекрасной кухней.

Город встретил каким-то пряным староколониальным обаянием. Постройки, времен испанского владычества поддерживаются в хорошем состоянии. Куча магазинчиков и магазинов, баров, забегаловок и ресторанов - словом, жизнь кипит. Вооруженных людей не видел, как ни искал. Только раз, когда мы вечером слегка заблудились, откуда-то вынырнул полицейский и, справившись о наших проблемах, направил в нужную сторону. На следующее утро начиналось наше основное путешествие. Мы вылетали на материк, в город Бата.

Небольшой самолетик (не поверите - экипаж почти наш, с Украины), лавируя между гигантскими наковальнями облаков, понес нас на материк. Такого буйства небесных красок я не видел никогда. В Африке начинался сезон дождей. То тут, то там вспыхивали радуги. Пилоты расспрашивали нас о жизни московской, мы, в свою очередь, о гвинейской.

До Баты летели около часа. На аэродроме пересели на вертолет МИ-8, опять-таки с нашим экипажем. И - редкая удача для фотографа – мне удалось полетать и поснимать всю эту красоту с вертолета. Над побережьем рядом с городом Бата и до острова Кориско. Вам приходилось летать над раем? Мне – да! Синяя Атлантика, переходила практически сразу в зеленый океан джунглей. Узкая полоса белого песка на побережье говорит об отсутствии штормов. А зеленый океан джунглей разрезают многочисленные реки. На берегу одной из них видели двух крокодилов, жаль не успел заснять. Не то чтобы эти зубастые чемоданы ассоциируются с раем, но сам факт!

Джунгли впечатлила особо. Национальный символ гвинейцев, дерево Сейба, достигало высоты 10-этажного дома, а то и выше. Разглядеть что-либо между крон невозможно. И вдруг - отличная современная трасса, которая рассекла джунгли, словно напомнив, в каком веке живем. Вообще, пролетая над страной, создавалось впечатление, что кто-то затеял в стране большой ремонт. Такого количества строек я не видел давно. Нам бы такую диктатуру.

Остров Кориско встретил сказочной красоты берегом и чистейшим морем, где из глубины поднимались заросли кораллов. Какое там «Баунти«, скажу я вам! Строящаяся взлетно-посадочная полоса обещала в скором времени принимать Боинги. Кориско – будущий международный туристический центр, это точно. Подумать только: здесь нет даже малярийного комара. .

Вечерняя Бата встретила суетой и яркими огнями. Жизнь кипела в многочисленных ресторанчиках и кафешках. Мы сидели в одном из них за стаканчиком пальмового вина и слушали переводчика, который с удовольствием рассказывал нам о стране. Нескольких дней нашей командировки явно не хватало, чтобы посмотреть хотя бы самое интересное. Жаль.

На следующее утро мы на автобусе выехали в город Монгомо, то есть с крайнего запада на крайний восток. Путешествие через всю страну оказалось великолепным. А какая дорога! Водитель давил на газ, совершенно не боясь влететь в какую-нибудь яму. У нас даже в Москве так не поездишь. По сторонам пролетали аккуратные африканские деревеньки. На остановках нас облепляла вездесущая детвора. А вокруг - зеленая стена джунглей, от высоты которой захватывало дух.

В Монгомо добрались к вечеру. Тут меня ожидало небольшое потрясение. Представьте себе: выбираешься из джунглей (пусть и по хорошей дороге) и вдруг из-за деревьев встает… Собор святого Павла, что в Ватикане! Объяснение оказалось элементарным: просто президент страны решил построить в своем родном городе уменьшенную копию собора. Я вам скажу – там было на что посмотреть. Строительство, правда, еще только заканчивалось. Но как все выглядело! На стройплощадке без перерыва звучит классическая музыка, прерываемая иногда звоном колоколов (проводили настройку). Внутренняя отделка выше всяких похвал. Не знаю как в оригинальном соборе (не был там), но ощущение какой-то благодати здесь просто накатывало.

Остановились мы в гостинице, тоже очень хорошей, но нас это уже не удивляло. Воздух в Монгомо (вокруг горные леса) насыщен кислородом, к тому же здесь намного суше, чем на побережье. Мы дышали и не могли надышаться. И опять же - практически нет малярийного комара.

На следующий день отправились посмотреть Монгомо, в котором преобладают современные постройки. Погуляли возле роскошного спортивного комплекса, в котором обычно собирается молодежь. Удивила башня с часами и своеобразным мемориальным комплексом в основании. По трем сторонам стоят бронзовые бюсты всех трех руководителей страны. Что интересно – бюст предыдущего главы государства Масиаса, расстрелянного по приговору суда в 1979 году, стоит рядом с бюстом действующего президента Обианга. История одна, и вычеркивать из нее любые, даже негативные страницы, гвинейцы считают неправильным.

Проезжая по Монгомо увидели улицу, перекрытую шлагбаумом, перед которым заканчивалось асфальтовое покрытие. За шлагбаумом начиналась грунтовая дорога. Оказалось, что это граница с Габоном. Все просто, никакой пограничной суеты. Люди свободно перемещались из Монгомо в Экваториальной Гвинее, в соседнюю деревушку на территории Габона.

После поехали на воскресную мессу, которую служили рядом со старым католическим храмом. Народу собралось великое множество, нарядные горожане пришли целыми семьями. Месса действительно оказалась праздником. Играла музыка – две или три группы музыкантов состязались в импровизированном музыкальном марафоне. Классику сменял африканский джаз, а его, в свою очередь, народный хор женщин в сопровождении оркестра национальных инструментов. Католицизм, приправленный африканской самобытностью - это впечатляет.

Служил мессу епископ Хуан Нсуе Эджанг. Поразило внимание, с которым его слушали прихожане. Среди которых, кстати, был и Теодоро Обианг, президент Экваториальной Гвинеи. Поразило, что не было никакого пафоса по поводу присутствия главы государства. Все было торжественно, но при этом очень искренне и как-то по-домашнему. Эта искренность произвела, пожалуй, самое сильное впечатление. Рассказать об этом сложно, это надо видеть.

Не знаю, кому нужно распускать слухи об Экваториальной Гвинее, как о захолустной стране, замученной диктатором – у меня сложилось совсем другое впечатление. Так что не верьте слухам! Чтобы понять страну, ее надо увидеть, а лучше всего – пожить в ней, хотя бы немного. То, что увидели мы, порадовало и удивило. Страна – на подъеме. Деньги от нефти, добытой на морском шельфе, вкладываются в развитие. Строятся школы, больницы, колледжи, и вообще вся инфраструктура. Темпы строительства такие, какие нам и не снились. Ну и слава богу, что хоть где-то начальники понимают, что помимо личных интересов, бывают еще и интересы национальные.

Из Монгомо вылетели в Малабо. С тем же украинским экипажем. Летчики спрашивали о впечатлениях и смеялись над тем, что мы слегка обалдели от увиденного.

Столица встретила вечерней прохладой - если вечер в двух шагах от экватора может быть прохладным. Расположились в том же «Софителе». Там же, в ресторане, познакомились с нашими моряками, которые по контракту работают в гвинейских компаниях. Проговорили далеко за полночь, а прощаясь, договорились прийти к землякам следующим вечером.

Утром, после хорошего завтрака (таких сладких ананасов я не ел никогда) отправились в порт, что рядом с гостиницей. Размах строительства м реконструкции порта опять-таки впечатлил. Чего стоил один только огромный док, в котором стояли сразу два судна.

Из порта - в город. Тот людской муравейник, который мы увидели на улицах Малабо, окончательно развеял миф об Экваториальной Гвинее как захолустной и бедной стране. Старый, еще колониальный Малабо и тут же поднимающийся как на дрожжах современный город.

Стройки повсюду. Гигантский, построенный американцами завод по производству сжиженного газа. Американцы, в отличие от нас, долго не запрягают. Плотно обосновавшись в стране, они со свойственной им энергией взялись за природные ресурсы Экваториальной Гвинеи, наладив беспрерывный поток газа и нефти к себе на континент. Остается только снять шляпу.

Завершили день на небольшом пляже возле рыбацкой деревеньки. Ну как же – быть на Атлантике и не искупаться. Водичка – просто праздник какой то!

Вечером зашли в порт к нашим морякам. Самолет в Париж улетал поздно ночью, так что времени у нас было много. Мы сидели за большим столом в кают-компании судоремонтного дока. Было удивительно: где-то очень далеко от России, на побережье Атлантики, в загадочной стране мы едим жареную картошку и запеченное мясо, слушаем русские тосты, смеемся над нашими шутками. В открытых настежь иллюминаторах плавучей гостиницы сверкает огнями ночной Малабо. Даст бог, еще приедем.