russian english spanish choose your langauge

Пресса

HEAVY LIFT №22:
Нерассказанная африканская сказка

30.09.2011

Экваториальная Гвинея, за 20 коротких лет совершившая рывок из каменного века прямо в 21 столетие, являет собой, пожалуй, самый впечатляющий из всех африканских стран пример экономического успеха. Наш региональный корреспондент Рэйнбоу Нелсон передает с острова Биоко – маленького, но богатого уголка Африки.

Страну, ставшую третьим по масштабам экспортером нефти в Тропической Африке, вполне можно назвать одним из экономических чудес света. Те, кто бывал здесь до 1995 года, с трудом узнают бывшую крохотную испанскую колонию в современной Экваториальной Гвинее. Но с не меньшим трудом верят своим глазам и те, кто оказался здесь впервые.

Всего два десятилетия назад эта страна была одним из самых бедных мест на планете. Колониальные режимы в Африке рушились один за другим, и в 1970-х годах Экваториальная Гвинея получила независимость, оставаясь в состоянии запустения и разрухи вплоть до 1995 года - когда компания ExxonMobile нашла здесь черное золото.

Сегодня страна площадью в 28 тысяч квадратных километров и населением меньше, чем в Бельгии зарабатывает на продаже нефти и газа 10 миллиардов долларов в год и реализует государственные программы, на которые буквально слетаются иностранные инвесторы.

Численность населения Экваториальной Гвинеи за период с 1994 года (596 тысяч человек) почти утроилась и достигла 1 миллиона 600 тысяч. Дело не только в высокой рождаемости. Многие гвинейцы, в свое время бежавшие от ужасов режима первого президента Франциско Масиаса, вернулись домой, и к тому же в стране появилось много иностранных рабочих, обслуживающих, пожалуй, самый впечатляющий строительный бум в мире.           

Но даже и при таком бурном росте населения 300.000 ежедневно экспортируемых баррелей нефти позволили Экваториальной Гвинее увеличить ВВП на душу населения с 590 долларов в 1998 году до 36.600 долларов - то есть сравняться по этому показателю с такими государствами как Испания и Греция.

«Нам досталась в наследство страна, лежащая в руинах, совсем непохожая на ту, в которой мы живем  сегодня, - сказал в интервью нашему журналу президент Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианг Нгуема Мбасого. - Мы были одним из самых бедных государств в Африке. Но сейчас мы - процветающая нация, которая успешно использует выигрышную экономическую ситуацию на благо общего прогресса страны.

Рабочие и инженеры из Китая, Ливана, Египта, Турции, а также из соседних Камеруна, Мали, Нигерии, Ганы и Габона - они вместе строят новую Экваториальную Гвинею, совершившую гигантский рывок вперед. Показательно, что ее тяжелое прошлое во многом похоже на нынешнее положение многих из 52 африканских государств, лидеры которых прибыли в столицу Экваториальной Гвинеи Малабо, расположенную на острове Биоко.   

В конце июня 2011 года здесь проходил саммит Африканского союза. Хозяин саммита президент Обианг, лично знакомый с большинством гостей, постарался сделать все, чтобы впечатления от уровня приема превзошли все ожидания и специально к событию построил целый город.

Сипопо - так называется новый город - представляет собой роскошный комплекс, состоящий из 21 инфраструктурных проектов, выполненных 10 разными компаниями из Китая, Турции, России, Испании, Франции и Экваториальной Гвинеи.

Сам же город, построенный на площади, отвоеванной у девственного тропического леса, является детищем творческой мысли Хасана Хашема - французского архитектора, который родился в Сенегале в семье ливанских эмигрантов.

Стремясь произвести впечатление успехами, достигнутыми одним из самых маленьких африканских государств, правительство Обианга вложило в комплекс «Сипопо» 580 миллионов евро (830.9 миллиона долларов). Кроме того, его строительство и пуск преподносятся как часть масштабного плана по диверсификации поступающих от продажи нефти финансовых потоков и перенаправлению их в туристскую отрасль.      

Огромный конференц-центр, где за закрытыми дверьми обсуждались тревожные события в Ливии, был построен всего за 6 месяцев из материалов практически полностью привезенных из Европы и с дальнего Востока.

Этот логистический подвиг совершила турецкая строительная компания Summa. 5 зафрахтованных морских судов и 12 грузовых самолетов доставляли из  Стамбула на Биоко все необходимые материалы, включая краны, монтажное оборудование и все, что нужно компании, впервые пришедшей в Экваториальную Гвинею.

Безупречная организация работ позволила подрядчику сдать конфкеренц-центр почти на месяц раньше графика - в качестве необычного подарка  президенту Обиангу, отметившему 5 июня свой 69-й день рождения.      

Рядом со вторым конференц-центром (его возвели китайцы) построены 52 выполненных в европейском стиле особняка, каждый из которых на два дня саммита стал домом для прибывших на Биоко лидеров стран континента. Что касается дипломатов и бизнесменов, приехавших потолкаться в кулуарах саммита в надежде на выгодные контракты, то их принял пятизвездный Sofitel - с 300 роскошными номерами и собственным океанским пляжем длиной в милю.

А за тем, чтобы участники саммита были хорошо накормлены следили бразильские повара, прилетевшие на остров с запасами продуктов со всего мира.

И, наконец, в то время, когда африканские лидеры обсуждали злободневные вопросы современности, экскаваторы продолжали вгрызаться в джунгли, готовя площадку под строительство уникального 18-луночного поля для гольфа.

Но построенный с явной целью ошеломить гостей Сипопо - далеко не единственное свидетельство той головокружительной скорости, с которой Экваториальная Гвинея ворвалась в 21 век. Нефтедоллары в этой стране вызвали строительный бум - наподобие того, что наблюдается сейчас в Китае и Объединенных Арабских Эмиратах.

«Мы планируем построить более 150 тысяч социальных домов для наших граждан и пригласили для участия в этом проекте строительные компании со всего мира, - сказал президент Обианг. - И я даю строителям гарантии того, что наше правительство купит все законченные объекты».

Одним из доказательств стремления президента улучшить жилищные условия людей является поселок городского типа «Буэна Эсперанса», построенный в столице Малабо. Целые городки наподобие этого целиком завезены из-за границы - страна все еще очень зависит от импорта.           

Вдоль трехголосного автобана, соединяющего вновь отстроенный международный аэропорт и новую современную часть столицы Малабо-2, выстроились рекламные щиты ExxonMobil, TotalFinaElf, Noble Energy, SocGen и Центрального банка Стран Центральной Африки. А дорожные указатели, выполненные на испанском и китайском языках, словно указывают путь в многонациональное будущее страны.

Поодаль, рядом с социальными домами, поднялись шикарные кондоминиумы и пятизвездные отели для тех, кто приехал сюда в поисках новых возможностей.

 Реконструкция главных портов страны в Малабо и Бате обошлась в многие миллионы долларов, зато позволила утроить их пропускную способность, что жизненно необходимо при столь стремительных переменах в экономике страны.

Инвесторы из разных стран вложили в гвинейскую компанию Abayak 492 миллиона долларов - теперь судоверфь в Малабо является крупнейшей в этой части континента и может обслуживать любые суда. 

А на другом конце острова Биоко, в городе Луба, британская компания Lonrho, которая более 100 лет работает в самых разных районах Африки, строит порт, специально предназначенный для обслуживания специалистов, работающих в море. Такие компании как SBM Offshore NV и Technip готовятся к новому этапу исследований на шельфа и приступили к монтажу объектов - уже сейчас на Биоко каждый месяц приходят до 4-х судов, доставляющих необходимую технику и материалы.

Национальная газовая компания Sonagas совместно с Marathon Oil Corporation и Noble Energy Inc начинают строительство второго завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) - предприятия непрерывного цикла, на котором природный газ путем охлаждения переводится в жидкое состояние, более удобное для транспортировки и хранения.

Завод будет построен в Пунта Европа (так называется американский комплекс объектов энергетики вблизи аэропорта Малабо) и позволит экспортировать еще 3.7 миллиона тонн СПГ ежегодно. Это существенная прибавка к тем 3.5 миллиарда нефтедолларов в год,  которые уже получает местная казна.

Даже беглое знакомство с главным портом страны в Бате позволяет оценить масштаб рывка из прошлого в будущего, который сделала Экваториальная Гвинея. Балкерные суда типа Panamax вывозят отсюда лес, а доставляют цемент, который переживающая строительный бум республика потребляет в огромных количествах - порядка миллиона тонн в месяц.         

Сейчас в материковой части страны строятся гидроэлектростанции мощностью 591 мегаватт. В планах правительства не только провести электричество в каждый дом в стране, но и построить новый город. Он будет называться Ояла и, говорят, обещает стать «африканской Венецией».   

Двухполосные шоссе уже связали Бату и Монгомо - два города соответственно на крайнем востоке и западе континентальной части страны. Проложенные через густые ливневые леса Африки, эти дороги выглядят как автострады в будущее.

«На самом деле, эта страна - пока еще нерассказанная африканская сказка о том, как приходит успех», - сказал Юрий Провидион, морской инженер с Украины, который прибыл в Экваториальную Гвинею больше 16 лет назад вместе с судоходной компанией Kalunga. Сейчас Провидион - региональный супервайзер испанской SJ Marine Ltd, прорабатывающей планы расширения судоверфи.

«Очень немногие страны смогли достичь такого прогресса за такой короткий отрезок времени, как Экваториальная Гвинея, - сказал он. - Меньше чем за два десятилетия она словно перепрыгнула из Каменного века прямо в 21-й»         


Полный список новостей»