russian english spanish choose your langauge

Пресса

Вести-24:
Гвинейский шельф

Автор: Мария Бондарева, телеканал "Вести-24

04/06/2011

Это сейчас он "Джибло". Стопятиметровый гигант, как его называют, "отец" океанского флота Экваториальной Гвинеи. На самом же деле построен он в городе Николаеве, на тех же верфях, где когда-то строили советские авианосцы.

Но "происхождение" - не единственное, что связывает это судно с нашей страной (точнее, с Советским Союзом). Матросы и капитан корабля – русские. Работа в прямом смысле "пыльная" и иногда круглосуточная. Выносливость и профессиональное мастерство – вот за что "наших" здесь предпочитают своим.

Александр Белый, капитан судна "Джибло": «Работа сложная, у нас очень сложный график переходов, мы работаем между тремя портами, это порт Малабо, порт Бата и порт Аннобон. Напряженный очень график. Утром мы заходим в порт, часов в 13 в 14 мы выходим, и так каждый день. Мы практически в портах не стоим. Мне кажется, кроме нас русских в таком режиме никто больше не может работать».

Сегодня это судно - почти единственная "транспортная" связь между островами страны. Палуба полна. Здесь есть все: и местные жители, мигрирующие с одного острова на другой вместе со всем нажитым имуществом (как нам рассказали, это странное "хобби" гвинейцев). И грузы, которые перевозят местные мелкие предприниматели.

Александр Белый, капитан судна "Джибло": “Среди грузов вы видите, многие гвинейцы занимаются мелким бизнесом - перевозят лес, продукты, овощи, фрукты”.

Гвинея – это на западной (атлантической) стороне Африки. Экваториальной Гвинеей страна стала в 68-м, с обретением независимости после ста лет испанского колониального владычества.

Но даже обретя свободу, Экваториальная Гвинея по-прежнему жила за счет нехитрого экспорта: рыба, кофе, какао, древесина. Мелкие крестьянские хозяйства как основа экономики. Только примитивный ручной труд, результат – соответствующий. За год сбывали менее девяти тысяч тонн кофе, не больше миллиона кубометров леса. И это в лучшем случае.

Инфраструктура разрушена, голод, эпидемии, население ютится в лачугах. Гвинейцы живут за чертой бедности. И именно в этот момент в поисках деловых партнеров страна наводит мосты в отношениях с Советским Союзом.

Здесь и сейчас повсюду видны следы старой дружбы. Даже вертолеты, которые нас ждут, сделаны на московском заводе. Ми-24, он же "крокодил", Ми-26 – он же "корова" - и, конечно, Ми-8 - он за нами и прилетел. Кстати, экипаж "воздушного корабля" тоже наполовину русский.

"Ну что? Полетели!" С воздуха видно, как все изменилось. Стране повезло. Можно сказать, "вытянула счастливый билет"! В 84-м близ Малабо нашли нефть, больше миллиарда баррелей. Это автоматически выводит республику на 40-е место в мировой "табели о рангах". А где нефть – там и газ. Свыше 200 миллиардов кубометров.

Экваториальную Гвинею тут же называют "африканским Кувейтом". Иностранные партнеры не заставили себя ждать. Американские корпорации "Маратон", "Эксон-Мобил", "Шеврон", "Амерада Хесс" буквально бились за право освоить местные недра. Нефтяной бум равно нефтедоллары. Только за первые годы работы Соединенные Штаты инвестировали в местную экономику более 5 миллиардов.

Для сравнения в 91-м на шельфе добывают 160 тонн нефти в сутки. В 95-м – уже около полутора тысяч тонн. В конце 90-х стоимость годового экспорта доходит до 25 миллионов долларов.

Американцы спешно начинают разрабатывать новое месторождение - Зафиро. Нефть становится основной статьей дохода Экваториальной Гвинеи.

Гвинейский залив. Это место можно считать в прямом смысле центром мира - именно здесь пересекаются экватор и нулевой меридиан.

Но все же основная "ценность" этого залива это нефтяные вышки и платформы. Каждый день здесь добывают порядка 350 тысяч баррелей и если сохранять такие темпы, только разведанных запасов должно хватить на 150 лет. Именно поэтому Гвинейский залив по значимости очень часто приравнивают к Мексиканскому.

Кстати, в плане распределения нефтяных доходов у гвинейцев есть чему поучиться. Страну не узнать. Во-первых, население выросло почти втрое! За каждого ребенка – премия от государства. А с получением образования социальный бонус растет.

Теодоро Обианг Нгема Мбасого, президент Экваториальной Гвинеи: «Теперь благодаря добыче нефти в Экваториальной Гвинее стало больше ресурсов, и важно правильно ими распорядиться. Важно направить эти ресурсы на развитие базовых отраслей промышленности. Инвестировать в то же самое улучшение сельского хозяйства, развивать животноводство. Очень важно и образование».

Обучение, пожалуй, - основная задача. Даже сейчас иностранные компании стараются местных на работу не брать. Во всяком случае - не подпускать к высокотехнологичному производству. Предпочитают более квалифицированных филиппинцев, испанцев, португальцев, китайцев… и русских, конечно.

И действительно, при всем развитии экономики в сельской местности встречаются гвинейцы, которые пугливо замирают от страха при виде съемочной группы. Оказалось, камеры испугались. Говорят, она отбирает жизнь! Такая вот индустриализация…

Зато размах строительства впечатляет. Прямо посреди джунглей - безупречные дороги, мечта любого автомобилиста. Вместо тростниковых бунгало – вполне себе европейского вида виллы. И все это появилось за последние 8-9 лет. Цементные заводы не справляются. Производство цемента – что называется, в две смены.

Фаустино Ндонг Эду, главный инженер цементного завода: "Если не будет цемента для строительства, у нас не будет ничего. Наша страна потребляет около 1 млн тонн цемента в месяц – это очень много для нас, и заказы постоянно растут. Эта фабрика производит 280 тысяч тонн, и мы планируем расширять производство, т.к. уже перестаем справляться с заказами".

В общем, полстраны - одна большая стройка. Вот и огромный стадион заложили – панафриканские игры проводить.

Между прочим, гвинейская промышленность – это не только добыча нефти. Растет в мире спрос на метанол - тут же строят метаноловый завод.

Кстати, на традиционном для страны экспорте нефть крест не поставила. Какао, кофе и, конечно, древесина - по-прежнему важные статьи доходов. Гвинея, между прочим, славится ценными тропическими породами деревьев.

До открытия нефтяных месторождений основным производством здесь было производство древесины. Это специальные тропические сорта древесины - они очень прочные и тяжелые: весом такие бревна могут доходить до 40 тонн. А делают из него вот такие деревянные пластины, которые в основном используются в строительстве. И вот такими большими упаковками или целыми бревнами древесина отправляется на экспорт - в основном в Европу.

Промышленность потянула за собой энергетику. Старые тепловые станции с таким количеством новых предприятий просто не справляются. Поэтому строится новая ГЭС. Специально для снабжения будущих заводов. Кстати, это еще и очень захватывающее дух место. Энергию здесь получают от водопада. (Называется он, между прочим, так же, как известный местный корабль – Джибло).

При этом деньги в стране считают. И национальные богатства иностранцам запросто не раздают. Пришла в республику работать зарубежная компания, открыла свое предприятие - пожалуйста! Но по закону больше 50%, то есть контрольный пакет, принадлежит государству.

Гвинейцы вообще не прочь переложить часть своих расходов на тех, кто зарабатывает на сырье.

Или вот масштабная жилищная программа. Крыши из пальмовых листьев меняют на алюминиевые - учитывают стопроцентную влажность и частые ливни, которые могут идти неделями. При этом кампанию по замене крыш частично спонсируют те же нефтяные магнаты.

Но это не единственная "выгода" для местных. Такие программы – хорошие помощники в борьбе с безработицей. Вот, например, завод по производству этих самых крыш. Таких в стране построено несколько, а это уже сотни рабочих мест.

Гаминго Митео, рабочий завода по производству алюминиевых крыш: "У нас живут очень бедно, я недавно закончил учиться, все мои одноклассники сидят без работы. Хорошо, когда есть чем заняться, плюс зарабатываю, конечно, – у нас с деньгами худо".

Государство небольшое – так что президент все важные строительные объекты инспектирует лично. Правда точной численности населения в Экваториальной Гвинее никто назвать не может. Официально это 650 тысяч человек, но за счет неконтролируемой миграции из соседних африканских государств  Население возросло до полутора миллиона человек – это примерно как население Новосибирска.

Впрочем, для статистики это скорее плюс. Позволяет похвастаться стремительным ростом ВВП. Если пересчитывать на душу населения, то на каждого человека приходится почти 38 тысяч долларов - 26-е место в мире.

Конечно, повторить небывалый взлет 97-го года, когда гвинейский ВВП взлетел на 154%, республика уже вряд ли сможет. Самые густые сливки с нефтяных месторождений уже сняли.

Но и во втором тысячелетии, несмотря на замедление темпов, есть чем гордится. В 2004-м - плюс 45%, в 2007-м – 25%, в кризисном 2008-м – 13%.

Не в новинку Экваториальная Гвинея и российским компаниям. Присматривались давно. "ЛУКойл" вел переговоры с 2006 года – пока результатов не добился. Слишком уж большая фора у американских компаний. А вот "Газпромнефть" прошлым летом сумела договориться с GEPetrol о разработке сразу двух участков на шельфе - инвестиции на три миллиарда долларов.

И сейчас президент Мбасаго едет в Россию на встречу с Дмитрием Медведевым. И не только как председатель Африканского Союза, но и договариваться о новых совместных проектах.

Президент Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианг Нгема Мбасого. «Наши отношения с Россией никогда на самом деле не прерывались. Россия всегда нас поддерживала в сферах обороны и безопасности, которые так важны. И мы готовы к серьезному расширению экономических отношений с Россией. С президентом Медведевым предстоят серьезные переговоры. Основа наших отношений – это принцип взаимовыгодности. Мы заинтересованы в российских технологиях, но мы думаем, что в Экваториальной Гвинее тоже есть то, что может заинтересовать Россию, - например, наши природные ресурсы", - говорит

Пока российское присутствие в Африке не слишком велико, в отличие от тех же Штатов. Если смотреть на карту, картина такова: Россия помимо Экваториальной Гвинеи более-менее "осваивает" Гамбию, Сьерра-Леоне, Кот-Д’Ивуар, Гану, Зимбабве, Мозамбик и Эритрею. То есть наши интересы - прежде всего металлы и нефть. Для сравнения, американские компании континент буквально заполонили.

Александр Назаров, ведущий аналитик ОАО «ГПБ»: «Россия это экспортер, мало того, это самый крупнейший экспортер нефти в мире, производитель номер один нефти в мире. С этой точки зрения вполне логично было бы искать в первую очередь ресурсы на территории собственной страны. Другое дело, что, конечно, разнообразить свою ресурсную базу привлекательно для любой компании, причем это будут резервы с несколько другой экономикой геологически и с точки зрения налогообложения. Поэтому для того чтобы поиграть за счет этих разниц, российские компании, наряду с американскими и китайскими компаниями могут туда прийти. Но повторю еще раз – нужды, которую испытывают американцы или китайцы у россиян нет».

Или вот еще одна сфера сотрудничества с теми же гвинейцами - туризм. Роскошные пляжи? Есть. Красоты природы? Предостаточно. Национальный парк Monte Alen - настоящее сокровище. Даже гольф-куророт в наличии.

В отличие от многих африканских стран, в Экваториальной Гвинее вооруженные конфликты остались в прошлом. Основная религия – христианство, католицизм, если точнее. Но со своим "почерком".

Только вот инфраструктура развита слабо.

Теодоро Обианг Нгема Мбасого, президент Экваториальной Гвинеи: "Мы сейчас инвестируем значительные средства в инфраструктуру туризма. Строятся аэропорты, порты, другие объекты инфраструктуры - гостиницы, места, где туристы могли бы развлекаться. В нашей стране прекрасные пляжи, но их надо обустроить. Хотим развить и экологический туризм: значительная часть нашей территории – национальные парки, охота на некоторых животных запрещена – для туристов у нас есть все прелести дикой природы".

О.Кориско считается жемчужиной Гвинейского залива. Тут сейчас полным ходом идет стройка. Собираются делать туристический центр. Место достаточно дикое и аутентичное. Но при этом уже заканчивается строительство взлетно-посадочной полосы. Строятся гостиницы и бунгало. И, как обещают власти, уже через год все будет готово!

И в самом деле, при виде местных красот с вертолета дух захватывает. У Гвинеи действительно есть все шансы сделать не только нефть, но и туризм основой своего благополучия. Главное, чтобы нефтяная эйфория не помешала этими шансами воспользоваться.


Полный список новостей»